Дворцовый переворот

08.04.2013

Дворцовый переворотИдея создания в доме или даже квартире атмосферы дворцовых покоев не является такой уж редкостной и необычной – она опирается на традиции прошлого. За три века (с XV по XVII), которые стали важным периодом в развитии архитектурных стилей, облик европейских дворцов сильно изменился. В это время, в разных частях континента сосуществовало несколько архитектурных направлений: в начале XV столетия на севере Европы (Франция, Англия, Нидерланды) еще господствовала готика с ее устремленными вверх линиями, на юге (Италия) уже начиналось раннее Возрождение. XVI век – период расцвета Возрождения в Италии, а в странах континентальной Европы, влияние Ренессанса на архитектуру и декор только начинается. Век спустя в Италии уже господствует стиль барокко, во Франции и в Англии в это время зарождается классицизм, а в Нидерландах устанавливается своеобразное смешение классицизма с готическим стилем.

Взгляд снаружи…

Дворцы эпохи раннего Возрождения напоминают средневековые феодальные дворцы-крепости. Типичный пример – флорентийский дворец Медичи. Внешний облик дворца строгий и величественный контрастирует с красотой и пышностью его интерьеров.


Так же, как и дворцы средневековья, снаружи он имеет суровый “характер”: тяжелый нижний этаж с квадратными, вроде бойниц, отверстиями вместо окон. В интерьерах же дворца нет и признаков средневековой суровости.


Его большой внутренний двор окружен прекрасными арками и выглядит скорее, как парадный зал под открытым небом. Новая линия развития зодчества эпохи Возрождения, ведущая к барокко, наиболее ярко выражена в деятельности Микеланджело, который сделал в стене вертикальные выемки, чтобы углубить колонны, причудливо изогнул ступени, которые как бы ниспадают сверху. Для него характерна пышность, декоративность, пластичность деталей и отделки.

Примером дворца в стиле барокко служит замок Фарнезе в окрестностях Рима. Дворец соединен с расположенным на склоне горы парком при помощи системы изгибающихся лестниц (с тех пор это стало характерно для римских дворцов).


Внутреннее пространство замка имеет пятиугольную форму, в центре расположен круглый внутренний двор, выложенный художественной мозаикой. Этажи здания связываются прекрасными по отделке винтовыми лестницами, марши которых поддерживают колонны.

В XV веке в странах Европы еще господствовала готика с ее вертикальными и острыми силуэтами. Высокие башни, островерхие крыши с тянущимися вверх дымовыми трубами, винтовые лестницы, арки и своды с острыми гранями и углами.

Наружный облик даже весьма богатых дворцов с конца XVII и до начала XIX вв. обычно много проще, чем интерьер. Здания имели многоугольную или овальную формы, с характерной легкостью архитектурных деталей и скульптуры, украшавшей оконные и дверные наличники и фронтоны.

В России в этот период уже главенствует русский классицизм, который стал единым государственным стилем, охватив все виды сооружений от общественных зданий до городских дворцов и загородных усадеб. Типичный пример загородной усадьбы в стиле русского классицизма – главный дом, украшенный колоннами и широкой лестницей, в центре большого квадратного двора, по углам которого симметрично размещены четыре флигеля, соединенных оградой. К усадьбе примыкает обширный парк, служебные постройки, церковь и деревня.

…И изнутри

В интерьерах европейских дворцов XV века господствовала готика с ее вертикальными и острыми силуэтами – узкие стрельчатые окна, цветные витражи, каменная резьба. Центром замков были каминные залы, стены которых украшали военные и охотничьи трофеи, доспехи, оружие и гобелены. Отделка камина состояла из ажурной балюстрады, с арками и каменного готического кружева.

Через два века готика сменилась классицизмом. Французский классицизм отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и симметричной композицией со стремлением к внешнему блеску интерьеров. Роскошные парадные помещения начали украшать мрамором, позолоченной деревянной резьбой и лепниной, чеканной бронзой, живописными панно и гобеленами.

В первой половине XVIII века салонная красивость, легкость и непринужденность стали главным законом в стиле рококо, сменившем классику и барокко. Во Франции рококо наиболее ярко выразилось в интерьерах интимного характера, например, гостиных и будуарах. В этот период в оформлении жилых интерьеров выходит из употребления все массивное, строгое и серьезное, теряется симметрия и четкость форм – вводятся криволинейные, иногда асимметричные формы.

Интерьеры декорируются всевозможными арабесками, цветами, легкими гирляндами, входят в моду причудливо изогнутые раковины. Цветовая гамма – нежная, перламутровая: белое с голубым, розовое с золотом. Комнаты стали похожи на драгоценные шкатулки с витиеватой резьбой.


Мебель в них изящна и грациозна, с гнутыми ножками. В декоре стен входит в моду лаковая роспись с позолотой, живописные панно, а также зеркала, расположенные друг напротив друга, что создает уходящие в глубину зеркал иллюзии анфилад.

В соответствии со стилем рококо композиция парадных интерьеров часто имела многоугольные и криволинейные формы: овальные залы или помещения со скругленными углами. В планировке особняков стали больше внимания уделять удобствам: жилая часть нередко отделена от парадной, помещения изолированы дополнительными коридорами.

К середине XVIII века в сочетании национальных традиций и опыта европейской архитектуры сложился своеобразный стиль русского барокко. В нем сочетаются пышная нарядность интерьеров, украшенных росписью и позолотой, резьбой и лепниной, колоннами и потолочными плафонами, мраморными лестницами и скульптурой, с ясностью и простотой общей архитектурной композиции.


Праздничное сочетание голубого цвета стен с позолоченными деталями и белой лепниной создавало типичный для русской дворцовой архитектуры того времени образ. Характерная черта декора российских дворцов – деревянная резьба.

Стилю рококо во Франции не суждено было просуществовать больше нескольких десятилетий. В конце столетия его сменяет вновь вернувшийся классицизм. В интерьерах того времени уже нет помпезной величавости.


В период Французской революции капитальное строительство почти прекратилось и возобновилось только в период наполеоновской империи, которая в архитектуре и интерьерах, выразилась в жесткости деталей и холодном блеске декора. Это время рождения стиля ампир.


Декоративную обработку парадных ампирных интерьеров отличает господство прямого угла, контраст между декоративными деталями – медальонами и барельефами – и гладким фоном стен. В декоре часто употреблялась военная символика (знамена, оружие, доспехи) и мотивы, навеянные походами Наполеона (египетские сфинксы, скарабеи).

Дворец в квартире

Главная задача создания дворцового интерьера в квартире – визуально раздвинуть ограничительные рамки небольшого, как правило, городского жилья. Пространственность – одна из главных особенностей дворцового интерьера.


Ее настоящее воплощение вряд ли возможно даже на обширных, по современным меркам, жилых площадях. Хотя именно подобное несоответствие дает дизайнеру точку опоры для “дворцовых экспериментов”.


Ощущение независимости и свободного пространства может быть сформировано куполом над холлом совсем небольших размеров. Такой купол, сформированный подвесным потолком с искусственным освещением, станет главной частью интерьера.

Важная особенность дворцового интерьера сочетание его элементов друг с другом, с внутренним убранством помещения, с архитектурной идеей строения. Его внутренняя логика всегда предполагает наличие тех или иных элементов.


Например, если под потолком проходит ригель, то под него обязательно стоит подвести колонну, и желательно не одну. Как правило, у основания колонны должна находиться ступенька.
Идеальное средство для создания иллюзии дворцового образа – зеркальная поверхность.


Причем конструкции и формы современных зеркальных поверхностей настолько интересны и разнообразны, что с их помощью можно задать общее стилистическое направление интерьера и выделить необходимые нюансы и детали.

Зеркальные поверхности помогают решить еще одну проблему современного жилья. В квартире должно отводиться свободное место для хранения вещей, одежды, обуви.


В настоящем дворце для этого служат специально отведенные площади: кладовые, гардеробные и т. д. Решить эту проблему можно при помощи зеркал, маскирующих дверцы шкафов, стенные панели, пролеты между пилястрами. Таким образом, есть возможность оборудовать множество встроенных шкафов и полочек, а встроенная мебель окажется вовсе не помехой классической эстетике.

Создание дворцового интерьера требует аккуратного соблюдения всех классических норм и очень большой взыскательности в выборе материалов.

Оксана Волочай