Единый реестр членов СРО как одно из ключевых звеньев реформы саморегулирования в России

22.07.2015

3Система саморегулирования в России внедрена в 2010 году, но именно в 2015 в ней должны произойти существенные качественные изменения. Именно такое мнение высказывают представители Национальных объединений. А связывается рывок в области развития саморегулирования с запуском Единого реестра членов СРО (читать), который намечен на август 2015 года.

О назревших изменениях в саморегулировании строительной отрасли

Стоит отметить, что изменения в этой области не просто назрели — они критичны для дальнейшего существования института саморегулирования в целом. За 5 лет объем претензий со стороны строительных компаний и заказчиков услуг стал определяющим. Вероятно, именно с этим и были связаны последние громкие заявления Михаила Меня, руководителя Минстроя РФ. Так, по его словам, до конца текущего года СРО в строительстве должны полностью избавиться от актуальных недостатков в своей деятельности.

Важным шагом в этом направлении в 2014 году стало переформатирование Национальных объединений СРО и смена их руководителей. В кратчайшие сроки НОСТРОЙ стал мощным центром инициатив и законотворчества в области строительного саморегулирования, и одним из первых конкретных результатов работы Объединения стало принятие пакета поправок (consultant.ru) от 24.11.2014 года к Градостроительному кодексу. В числе прочего этот законопроект существенно расширяет возможности НОСТРОЙ и позволят ему активнее участвовать в реформировании отрасли.

О создании Единого реестра членов СРО

Одной из важнейших инициатив руководства Объединения в 2015 году стало создание Единого реестра строительных организаций — участников СРО. И на сегодняшний день эта разработка близка к завершению: тестирование системы находится на завершающей стадии, а полноценный запуск сервиса намечен уже на 14.08.2015 года.

Как сообщает пресс-служба НОСТРОЙ, в настоящее время Единый реестр уже работает и открыт для пользования в тестовом режиме. Ежедневно база данных пока не обновляется: этот процесс будет налажен до даты запуска системы. Кроме того, уже в ближайшее время на страницу Реестра будет добавлен личный кабинет для СРО. Это позволит представителям саморегулируемых организаций отправлять запросы на изменение сведений, получать отчеты и аналитические данные, а также выполнять другие действия онлайн, с минимальными затратами времени и усилий. Планируется также добавление цифровой подписи, которая решит проблемы безопасности при электронном документообороте.

О порядке внесения сведений в Реестр

Известно, что вся информация, направляемая в Реестр, будет проходить 2 уровня проверки:

  1. Автоматическая программная проверка на предмет сознательной или непреднамеренной дезинформации, а также грубых технических ошибок.
  2. Модерация сведений специалистами НОСТРОЙ (в т. ч. на предмет соответствия приложенным протоколам).

При обнаружении ошибок или неточностей на каждом из этапов заявка на внесение/редактирование информации будет возвращаться на доработку. Разработчики системы отмечают, что некоторые виды сведений, предоставляемых СРО, проверить невозможно. Таким образом, ответственность за полноту и достоверность информации будут нести и уполномоченные сотрудники саморегулируемой организации, использующие для подтверждения данных электронную подпись СРО. Так, например, если определенные виды работ по конкретному свидетельству не будут указаны ни в документе, ни в протоколе, то НОСТРОЙ со своей стороны не сможет обнаружить факт ошибки. В случае выявления таких пробелов на уровне Нацобъединения его сотрудники смогут направлять в СРО специальные запросы и уведомления, обязательные к исполнению.

Об участии СРО в наполнении Реестра

На сегодняшний день в тестовой загрузке данных в Реестр приняли участие двенадцать саморегулируемых организаций. Со стороны НОСТРОЙ их активность отмечена официальной благодарностью. Половина из них расположены в Санкт-Петербурге, втором российском городе по численности СРО. Из Москвы, первого города по численности СРО, из этого списка представлена всего одна организация. Возможно к осени число саморегулируемых организаций в столице станет гораздо меньше, в то время как региональные партнерства, например СРО в Тюмени и Архангельске, укрепят свои позиции в данной сфере.

Как ожидают в НОСТРОЙ, до 14.08.2015 информацию о своих членах по разным причинам не успеют предоставить более 30% всех саморегулируемых организаций. Вместе с тем, максимальную заинтересованность в этом процессе должны проявлять как раз сами СРО, ведь отсутствие сведений об участниках в Реестре — это риск отказа от сотрудничества со стороны заказчиков, повышенная вероятность вопросов со стороны надзорных органов и, как следствие, претензии к СРО со стороны ее членов — самих строительных компаний.

О функциях и задачах Реестра

Запуск Единого реестра участников СРО — одно из ключевых звеньев в системе контроля строительного рынка. Ожидается, что база данных, обновляемая в реальном времени, позволит устранить большинство грубых нарушений в области саморегулирования строительной отрасли, а значит — убрать основные поводы для критики этой системы. Важно и то, что контрольные функции Реестр будет выполнять в отсутствие карательной составляющей: наличие площадки для проверки допусков СРО онлайн поспособствует самоочищению рынка, ведь многие нарушения законодательства просто лишатся всякого смысла.

Стоит отметить и то, что значение Реестра членов СРО простирается далеко за пределы исполнения контрольных функций. Не менее важно и социальное значение разработки, ведь с помощью этого сервиса участники рынка и потенциальные клиенты смогут получить максимально полную и точную информацию о застройщиках, их допусках и репутации. Наконец, нельзя забывать об аналитических возможностях Реестра для государственных органов. С помощью этого ресурса власть получит актуальные и достоверные сведения для изучения рынка и принятия эффективных управленческих решений.

О влиянии Реестра на текущую работу саморегулируемых организаций

Свое мнение по данному вопросу высказали представители СРО НП «Жилищно-строительное объединение Мурмана». По их словам, никаких принципиальных изменений в работе самих СРО не ожидается, ведь отчетность о членах организации подавали в Ростехнадзор и раньше. Изменится лишь механизм отправки таких сведений — через личный кабинет и/или специальный программный клиент для СРО. Что касается порядка ведения внутреннего реестра участников и раскрытия информации о них, то в этой сфере никаких существенных изменений не будет. Таким образом, эксперты большинства добросовестных СРО не связывают с внедрением Реестра никаких негативных опасений.