Французская архитектура второй половины XX века

20.06.2012

Французская архитектура второй половины XX века

Открыл выставку директор Французского Культурного Центра в Украине Бенуа Витс. Он подчеркнул, что правительство Франции всегда считало строительство и архитектуру важнейшим государственным социальным делом, уделяло много внимания поддержке строительной отрасли, выступало заказчиком крупных проектов в области жилищного, общественного и промышленного строительства.


Эта особенность нашла свое отражение в представленной экспозиции. Параллельно с иллюстрацией различных объектов строительства приводится анализ исторической ситуации, которая вызывала к жизни те или иные течения в архитектуре. Показана роль государства в этом сложном процессе.


Вторая часть выставки показывает архитектурные проекты через их связь с культурным наследием. Особенностью Франции является то, что ее городские ансамбли сложились очень давно, в них много архитектурных и исторических памятников, которые находятся под защитой государства. Современные архитекторы обязаны разрабатывать специфические и интересные проекты, которые бы гармонично вписывались в существующую застройку.


Государство и архитектура: сотрудничество и разногласия


Новая ситуация порождает новую урбанистическую концепцию – концепцию «большого ансамбля» – и новый архитектурный стиль «хард-френч». «Большой ансамбль» (жилой микрорайон) возводится обычно на голом месте, и состоит из продольных и поперечных протяженных домов-сундуков с вкраплениями домов-башен. Этот стиль еще называют «архитектурой подъемного крана». Французы считают, что одним из негативных результатов государственной политики, которая отдала предпочтение бетону и промышленному изготовлению конструкций, стало исчезновение многих специальных и традиционных приемов строительства.


Архитекторами активно ведутся поиски альтернативы стилю «хард-френч». Новые типы зданий появляются во время обновления старых центров, например, в Эвре, где архитектор Жан Реноди создает жилые дома сложной конфигурации, используя озелененные террасы. В новых городах, таких как Мари-ля-Валле, Анри Сириани создает нео-реалистический комплекс, единодушно одобренный международной критикой.


В отличие от тридцати предыдущих лет, социальное жилье в этот период не является центральным элементом архитектурного творчества. Тем не менее, продолжаются государственные заказы на него – строится много «обыкновенных» зданий.


Среди престижных проектов новой генерации архитекторов выделяются детский сад Пеллепорт в Париже (арх. Франсис Солер), лицей фотографии и кинематографии в Мари-ля-Валле (арх. Кристиан Оветт), Технический городок мэрии Парижа (арх.Мишель Каган).


Специалисты по реконструкции старых промышленных зданий, архитекторы Райхен и Робер, превращают бойни в Ля Вилетт в Научно-промышленный центр и зал Тони-Гарнье в Лионе в Многонациональный центр, а затем бывшую шоколадную фабрику Менье в Нуазьеле – в штаб-квартиру фирмы Нестле. Группа Валод и Пистр, в свою очередь, переоборудует склады Лене в Бордо в Культурный центр. Жан Нувель значительно трансформирует лионский оперный театр, который стал слишком мал, покрыв его высоким сводом из металла и стекла.


Кристиан Портзампарк: нужно вернуть мечту


Из высказываний архитектора


О строительстве за рубежом. Работа за границей придает новые творческие силы. В Японии приходилось строить дома одновременно в японской традиции и в западной, поскольку в них были наши, европейские кухни.


Опыт работы за границей позволил мне создать дома гораздо более интересные, чем во Франции, где план обычно слишком застывший и традиционный.


За границей ни для кого не проблема, если в спальню нужно проходить через гостиную, не заходя в коридор, что ограничивает площадь. С другой стороны, посторонний взгляд позволяет найти более оригинальное решение, чем местным архитекторам, привыкшим к стереотипам собственных стран.


О градостроительных решениях. На протяжении веков, с тех пор как были построены первые средневековые города, улицы были структурными элементами, на которых эти города строились.


Они позволяли ориентироваться в городе и отделяли общественное пространство от частного. Современная архитектура, получившая распространение после второй мировой войны, стала разделять города на функциональные зоны: транспортные, рабочие, жилые.


Многоэтажные здания, выстроенные вдоль проезжей части, стали автономны, архитекторы располагали их произвольно, в зеленых парках на значительном расстоянии от дорог. Идея была прекрасной.


Но, к сожалению, по практическим соображениям потребовалось построить тут же и спортивные залы, и многие другие здания. Парк постепенно превращался в автомобильную стоянку или коммерческую зону, а вскоре появился и тот хаотический пригородный пейзаж, который так хорошо знаком всем.


Традиционное градостроительство обладало удивительной гибкостью и умением приспособиться к изменениям. Сегодня город перестал быть изначальной глиной, из которой можно лепить все, что угодно.


О роли архитектора в пространстве потерявшем форму. Важно строить этап за этапом, и скорее создавать, чем трансформировать.


Речь идет о воссоздании городской ткани, о сочетании структуры традиционного города, уже доказавшей свою жизнеспособность, с качествами современной архитектуры (освещенностью, качеством строительства и т.д.), нужно также вернуть мечту. Я стремлюсь к «крытому» острову, который я впервые постарался создать на улице От-Форм в Париже.


В проекте зоны благоустройства я выступаю исключительно в роли градостроителя. Традиционное выравнивание зданий вдоль улицы заменено сочетанием более свободных элементов, высоких и низких конструкций, свободных пространств и плотной застройки. Между зданиями запланированы проходы, ведущие в сады и зеленые дворы.


Но все зависит от контекста. В окрестностях Монпелье вместо классической застройки квадратами я предложил построить город-сад, занимающий меньшее пространство, чтобы сохранить окружающие его оливковые рощи и виноградники. Кроме теорий и принципов архитектура должна приносить нам удобство и радость.


Несмотря на то, что Франция и СССР – два государства совершенно не похожие по своему политическому устройству, после второй мировой войны у них возникли одинаковые задачи восстановления разрушенных городов, которые они начали решать одинаковыми способами.


Родоначальником индустриального массового строительства французы считают Ле Корбюзье с его «Афинской хартией». Одновременно они воздают должное его таланту архитектора и высоко ценят те немногие проекты, которые построены им во Франции. В период мирового признания Ле Корбюзье был очень популярен и много строил за границей.


Французы, в отличие от нас, громогласно осудили архитектурные ошибки прошлого и прилагают большие усилия для того, чтобы их исправить. Они также активно обсуждают уже построенные общественные здания и не боятся многие проекты назвать откровенно неудачными.


Сегодня в Украине нарастают объемы строительства, причем много зданий строится в центрах городов. Несмотря на индивидуальное проектирование, объекты однообразны и часто «вырываются» из исторической застройки.


Ничего не меняется в подходах к индустриальному массовому строительству в окрестностях городов. Опыт Франции очень показателен и поучителен в этом отношении.

Ирина Карманова

По материалам, предоставленым

Государственной научной архитектурно-строительной

библиотекой им. В.И.Заболотного