Киевский метрополитен переживает нелегкие времена

08.10.2012

Киевский метрополитен переживает нелегкие временаКиевский метрополитен даже в тяжелые 90-е годы работал на удивление четко и стабильно. Однако, в ближайшее время ситуация может кардинально измениться, вплоть до…

…того, что метро просто остановится! Или перейдет из муниципальной собственности в частные руки.

Самый быстрый, удобный и дешевый вид транспорта переживает нелегкие времена.

И вся проблема состоит в том, что столичное метро является самым дешевым в Европе! Соответственно и о прибылях от работы метрополитена речи вообще не идет.

Но, как бы мы не гордились дешевизной и не хотели оставить цену на проезд неизменной, стоимость проезда придется повысить, хотя бы для окупаемости подземки. Последний раз цена на проезд повышалась в далеком 2000-м году.

И сегодня себестоимость проезда в метрополитене втрое выше действующих тарифов.

- По итогам работы Киевского метрополитена за 2007 год есть заключение аудиторской компании о том, что себестоимость проезда в подземке составляет 1 гривну 58 копеек, – говорит начальник пресс-службы Киевского метрополитена Надежда Шумак. – Но с учетом того, что в последнее время цены поднялись по многим показателям, можно говорить уже о себестоимости примерно в 1 гривну 60 копеек.

- Повышать цены в метро нужно было еще два года назад, но почему-то никто не хочет брать на себя такую ответственность, – говорит бывший главный транспортник города Иван Салий. – Думаю, киевляне это поймут. Ведь стоимость проезда повышается ради их же безопасности.

Метрополитен погряз в кредитах. Денег на ремонт путей и вагонов нет, на закупку запчастей стредств тоже не хватает. Не говоря уже о том, что новые вагоны не покупались уже два года.

Такого не было даже в самые смутные времена.

50 копеек – это смешная цена. Ведь, к примеру, проезд в трамвае Будапешта стоит около 1 евро.

В том же московском метрополитене стоимость одной поездки обходится пассажирам в 20 рублей (примерно 4 гривны).

И это позволяет московскому метро получать около 10 рублей прибыли.

За эти деньги открывают новые станции. Темпы развития московского метрополитена отечественным метростроевцам и не снилась.

Несмотря на то, что киевская власть всеми силами противилась повышению стоимости проезда, сейчас стало понятно, что иного выхода нет.

Если не повысить стоимость проезда в столичной подземке в ближайшее время, работа предприятия может быть приостановлена. Об этом сообщил начальник КП «Киевский метрополитен» Петр Мирошников.

- В то время, когда вокруг метрополитена продолжаются бессмысленные пересуды, на предприятии действительно сложилось трудное положение, заключающееся в том, что на протяжении последних лет из-за хронического недофинансирования эксплуатационные потребности метрополитена обеспечивались далеко не в достаточных объемах, – заявляет Мирошников. По его словам, это касается специальной техники и материалов, необходимых для работы предприятия.

Из-за их нехватки состояние подвижного состава с каждым годом ухудшается.

- В настоящее время ситуация достигла критической границы.

Если сооружения метрополитена удается поддерживать в надлежащем состоянии благодаря усилиям работников предприятия, то подвижной состав на их энтузиазме не поедет, – продолжает руководитель КП «Киевский метрополитен». – Ремонтировать же его практически нечем. Если подобная ситуация будет длиться и в дальнейшем, недалеко то время, когда метрополитен будет вынужден приостановить свою работу.

Другого выхода из критической ситуации, кроме повышения тарифа на проезд в метрополитене до уровня, необходимого для покрытия расходов, не существует. Вот о чем должны думать депутаты Киевсовета.

Ситуации с рентабельностью могла бы помочь реклама.

Однако, судя по всему, в ближайшее время на рекламную прибыль рассчитывать не приходится. Несмотря на то, что плакатами и пленками облеплено в подземке буквально все – львиная доля прибыли идет рекламным агентствам, имеющим контракты с метрополитеном с 2002 года и аж до 2012-2014 годов.

В этом году о такой ситуации заявил экс-депутат Киевсовета Игорь Добруцкий. «От всей рекламы коммунальное предприятие «Киевский Метрополитен» получает 7 миллионов гривен в год. Если учесть налоги – это около 400 тыс. грн в месяц.

При этом стоимость рекламы только на метро Крещатик – это около 150 тысяч грн. в месяц… Рекламные же агентства, работающие в метрополитене, зарабатывают в общей сложности около 50 миллионов гривен в год», – отмечал Добруцкий.

Государственного финансирования метрополитену катастрофически не хватает, несмотря на немалые суммы, выделяемые городской властью.

На финансирование перестройки и усовершенствование метрополитена столицы в этом году городская власть выделила около 2 млрд. грн. Но при неизменном тарифе только в этом году на покрытие убытков Киевского метрополитена из городского бюджета должно быть выделено более 500 миллионов гривен.

Депутаты Киевгорсовета утверждают: городская казна не потянет в дальнейшем таких расходов.

Сейчас метрополитеновцы выживают с помощью банковских кредитов.

70 миллионов гривен кредита столичная подземка собирается взять в коммерческом банке, чтобы выплатить зарплату своим работникам. Кроме того, эти средства пойдут и на ремонт метрополитена.

В виде залога столичная подземка предлагает полтысячи вагонов, общая стоимость которых составляет 300 миллионов гривен.

Но тут есть свои подводные камни. На данный момент задолженность КП «Киевский метрополитен» по банковским кредитам уже превышает 300 млн. гривен.

Новый кредит только увеличит эту цифру. А ведь нужно будет отдавать! А с чего?

Тут начинается самое интересное.

По некоторой информации, кредит будет выдавать банк «Хрещатик», который сейчас является коммерческим и в случае непогашения кредита в сроки, имеет право забрать имущество киевского метрополитена. С того момента фактически и начнётся приватизация столичной подземки.

Что произойдет в таком случае, предугадать не сложно. Частнику уже никто не сможет указать, какую цену следует устанавливать ему на проезд. Вот тогда-то мы и сможем «обогнать» московские цены на проезд, которые сегодня так шокируют украинцев.

Вопрос о повышении стоимости проезда в столичном метрополитене будет рассматриваться бюджетной комиссией Киевсовета уже в сентябре. Тогда и станет ясно, останется ли столичный метрополитен самым дешевым в Европе или возьмет курс на Евросоюз.

Хотя бы по ценам на проезд…


src=’http://www.stroyrec.com.ua/ads/adx.js’>

border=’0′ alt=”>

daily.com.ua