Клиновые задвижки для трубопроводов
Самым известным – и самым надежным – типом запорной арматуры считаются задвижки клиновые. Сфера их применения – трубопроводы с различными рабочими средами, которые не требуют точность регулировки потока.
В таких задвижках сёдла корпуса располагаются под несильным углом наклона друг к другу. Затвор же является клином, который в закрытом положении плотно входит между сёдлами. Тип клина зависит от особенностей эксплуатации.
На трубопроводах, где температура рабочей среды переменна, рекомендуется применять задвижки с прорезиненным клином (другое название – резиновые задвижки). Стоимость их невысока, а надежность проверена временем: такой тип используется очень давно и зарекомендовал себя как качественный. Их преимущество перед металлическими задвижками – независимость от температурных режимов, что позволяет избежать заклинивания.
Жёсткий клин, металлический, призван обеспечить герметичность запирающего органа, поэтому он требует особо высокой точности обработки: нужно, чтобы угол клина совпадал с углом между седлами. Правда, при использовании такого типа затвора есть опасность заклинивания и, как следствие, трудность открытия задвижки. Причины заклинивания: перепад температур, коррозия, износ уплотняющих поверхностей.
Задвижки клиновые с двухдисковым клином выглядит так: два жестко скрепленных диска, что располагаются наклонно друг к другу и вместе образуют закрывающий элемент. Диски могут самоустанавливаться, поэтому потенциальные погрешности, допущенные при изготовлении сёдел, никак не повлияют на герметичность. Клиновой двухдисковый затвор, как и резиновый, намного снижает вероятность заклинивания, в отличие от жёсткого клина. Хотя конструкция у него усложненная, двухдисковый запор обладает рядом достоинств: уплотнительные поверхности имеют малый износ, запорный орган высокогерметичен, для закрытия требуется меньше усилий.
Упругий клин – одна из разновидностей двухдискового клина. Диски при этом связаны упругим элементом. Он способен изгибаться и обеспечивать плотный контакт в положении «закрыто». Возможность самоустановки у таких дисков снижена, зато способность компенсировать деформации корпуса (от колебаний температур и нагрузок трубопровода) сохраняется. Также не требуется подгонка затвора по корпусу.
В итоге, упругий клин сочетает достоинства других клинов.
Задвижки, задвижка для трубопровода видео обзор от UKSPAR