Лучшие рецепты решения столичных проблем – опрос

25.06.2012

Лучшие рецепты решения столичных проблем - опросБыли отобраны лучшие, на наш взгляд, рецепты решения столичных проблем плюс личные соображения по некоторым пунктам.

ПРОБЛЕМА 1. ЗЕМЛЯ.

Земля в Киеве – одна из самых дорогих в Европе. Но до сих пор поступления от продажи земли в городской бюджет не занимают значительной доли и не соответствуют реальной стоимости земли.

Что однозначно понятно — это то, что земля должна распределяться между застройщиками на аукционах. Вопрос лишь в том, должна ли она продаваться или сдаваться в аренду.

Первый путь (продажа) соблазнителен тем, что сразу можно получить большие деньги в бюджет и за их счет закрыть многие социальные вопросы. Причем получать эти деньги можно еще лет десять: для этого нужно просто вынести промзоны за пределы города (и это уже делается).

С другой стороны, лет через 10—15 этот ручеек быстро иссякнет, и за счет чего будет пополняться разбухший на земельных деньгах бюджет города, непонятно. Передача земли в долгосрочную аренду позволит решить эту проблему.

Правда, она не обеспечит резкого роста бюджета в ближайшее время и к тому же создает неуверенность у инвесторов (ведь ставки на аренду будут пересматриваться каждый год).

Но в любом случае понятно, что необходимо принять решение о введении минимальной стоимости земли, которая будет выставляться на аукционы, исходя из цен вторичного рынка, а также обеспечить равный доступ инвесторов к приобретению земли (то есть не создавать какие-либо препоны для «чужаков»).

Кроме всего прочего, последний момент позволит увеличить конкуренцию на строительном рынке, что может привести к замедлению роста цен.

ПРОБЛЕМА 2. ЗАСТРОЙКА.

Строительный бум в Киеве при всех его плюсах тем не менее имеет три крупнейших негативных последствия.

Во-первых, нарушается исторический облик столицы.

Во-вторых, вырубаются зеленые и прочие рекреационные зоны.

В-третьих, при выделении земли практически никогда не спрашивают разрешения у жильцов окрестных домов.

Здесь решение напрашивается само собой.

Первое – мораторий на застройку центра Киева (только реконструкция старых домов и снос уродливых рудиментов советско-панельной архитектуры по специальному разрешению властей). Пусть строят на окраинах, создают там деловые центры.

Второе – запрет на строительство в парковых зонах (исключение – центры отдыха и развлечений).

Третье – любое разрешение на застройку выдается только после получения застройщиком согласия 75% жителей домов, которые находятся в радиусе нескольких сот метров от строящего объекта.

ПРОБЛЕМА 3. ПРОБКИ.

Три момента. Первое – строительство окружной дороги вокруг Киева.

Второе – строительство еще как минимум трех мостов через Днепр.

Третье – строительство паркингов и парковок с умеренными расценками, чтобы убрать машины с обочины. После этого можно уже и выводить эвакуаторы на дороги.

Четвертое – политика создания рабочих мест на Левом берегу, чтоб разгрузить мосты.

Пятое – сделать нормальным общественный транспорт (см. ниже), чтобы люди пользовал им, а не личным авто.

ПРОБЛЕМА 4. ТРАНСПОРТ.

Общественный транспорт крайне неудобен, ходит не по расписанию, маршруты неразумно составлены, безопасность на крайне низком уровне из-за непрофессионализма водителей.

Первое – пустить по всему Киеву удобный муниципальный транспорт (большие автобусы), который бы со временем смог заменить маршрутки (убирать последние с дорог, без создания такой же по масштабам разветвленной транспортной сети – смерти подобно).

Второе – выделить для проезда этому транспорту фиксированные полосы на дорогах, чтобы он не стоял в пробках и ходил по расписанию (точное время отправления автобусов должно висеть на каждой остановке).

Третье – непопулярная, но необходимая мера – повысить стоимость общественного транспорта.

Повышать поэтапно, объясняя киевлянам необходимость этого шага – без него все программы развития пойдут прахом из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов.

Четвертое – строить, строить и еще раз строить метро.

Возможно, внедрять альтернативные нынешней «подземке» системы – например, надземную монорельсовую дорогу. Отдельный момент – пустить метро до аэропорта Борисполь.

ПРОБЛЕМА 5. ЖИЛЬЕ.

Исправить положение, при котором из-за дороговизны невозможно купить жилье для большинства киевлян.

Во-первых, нужно допустить к застройке как можно большее число компаний, чтобы создать конкуренцию (см. выше). Нужно застраивать промзоны, реконструировать хрущевки.

Короче, создать ситуацию, при которой спрос на жилье превысит предложение.

Во-вторых, это же позволит ускорить расчет с очередниками (взимая определенную долю квартир в новостройках).

В-третьих, необходимо за счет средств горбюджета компенсировать первоначальный взнос и часть процента по кредиту (например, 50%) на приобретение квартир для молодых семей.

ПРОБЛЕМА 6. КОМФОРТНОСТЬ ЖИЗНИ.

В Киеве тотальное отсутствие цивилизованных мест отдыха и для киевлян, и для туристов.

Первое – с умом переделать Гидропарк и прочие парки.

Чтобы там не только напиться и забыться можно было взрослому населению (а детям – на качелях покататься), но и провести время как-то разнообразнее. Нужно строить аквапарки, крутые аттракционы, какие-то этнодеревни с историческими реконструкциями битв и прочее.

Второе – чтобы Киев стал модным городом для туристов, надо, чтобы в нем было на что посмотреть. Из арсеналов советской техники можно создать шикарные музеи танков, аэрокосмоса и так далее.

Поддержать почин Пинчука, который построил европейского уровня музей современного искусства.

Третье – сделать город более понятным для иностранных туристов (развесить таблички с указателями на английском языке, создать множество турбюро, где туристы смогут получить всю необходимую информацию).

Четвертое – жестко ориентировать застройщиков на создание архитектурно-креативных шедевров. Пусть приглашают мировых знаменитостей (например – того же Норманна Фостера), пусть дают волю для фантазии молодым дизайнерам.

В плане архитектуры Киев должен стать суперстильным городом.

ПРОБЛЕМА 7. СОЦИАЛКА.

Киев – один из самых дорогих городов Европы, хотя зарплаты киевлян – отнюдь не европейские.

Постоянно растут также расценки на коммунальные услуги.

Первое – увеличить конкуренцию. Должна быть программа увеличения числа торговых точек по различных товарным группам (продовольствие, быттехника и проч.) в каждом районе, чтоб усилить конкуренцию и, таким образом сбить цены.

Второе – все выплачиваемые ныне надбавки пенсионерам и бюджетникам – необходимая компенсация столичным жителям за дороговизну столицы. Нужно только постепенно увеличивать их размер, а также зафиксировать как постоянные и обязательные выплаты (а не какие-то разовые прихоти мэра).

Третье – социально неблагополучным жителям, также пенсионерам (для Киева должен быть местными властями установлен свой прожиточный минимум, гораздо выше, чем общенациональный) выдается специальная социальная карточка, на которую ежемесячно перечисляется фиксированная сумма соцпомощи. Этой карточкой можно будет расплачиваться в любом магазине.

Четвертое – стоимость коммунальных услуг должна быть выше их себестоимости. Это аксиома.

Другой вопрос – что нужно проанализировать, насколько обоснованны те затраты, которые сейчас показывают коммунальные предприятия, и уже потом решать, повышать цены или можно сэкономить на оптимизации затрат.

realt.ua