Юлия Тимошенко действует в интересах другого государства
Для любой страны мира вопрос энергетического обеспечения имеет несравнимое значение во внешней и внутренней политике. Научные работники и эксперты практически во всех странах говорят о заострении в будущем конфликтов между странами именно из-за причин энергообеспечения. В международных отношениях энергетический вопрос уже давно перенесен в политическую плоскость и все чаще становится инструментом социально-экономического и гуманитарно политического шантажа.
Такие глобальные процессы имеют абсолютно прикладное значение для Украины. Из-за высокой энергетической зависимости национальной экономики, основной поставщик энергоресурсов в Украину – Россия – имеет постоянный ресурс для увеличения своего экономического и политического влияния.
Такое влияние чувствуется практически всеми гражданами Украины: любой политический конфликт или спор внутри страны прямо или опосредовано происходит при участии Кремля. Ушки из-за кремлевской стены проглядывают практически в любом значимом процессе.
От шариконадувания в Верховной Раде и подбрасывания тем третьей свежести (языковой вопрос, статус Крыма или недопущения Украины в НАТО), до полностью приземленных экономических вопросов. К последним можно отнести и приватизацию крупных объектов, и акционирование важных государственных предприятий (в энергетической, транспортной, металлургической, химической сферах), и отсутствие финансирования, национальных проектов и тому подобное; практически всегда в этих сферах находится высокопоставленный субъект, который действует с учетом и в пользу интересов российского бизнеса.
Это больше всего обидно: экспансия России в Украине происходит при участии украинских политиков и государственных деятелей. Политические амбиции некоторых политических игроков в Украине настолько велики, что они готовы нанести вред даже национальным интересам страны, для того, чтобы получить политическую или финансовую поддержку Кремля.
А история учит лишь тому, что ничему не учит. Показательными являются последние действия правительства в энергетической сфере страны.
Тенденции на мировых и региональном топливно-энергетических рынках побуждают все страны к решительным действиям по обеспечению диверсификации источников и маршрутов поставок нефти и газа. Уникальность Украины в этом контексте, в отличие от других стран, заключается в нашем географическом расположении и природных ресурсах.
Кроме того, что Украина может частично обеспечить себя сама нефтью и газом, наша страна находится между основным поставщиком энергоресурсов на континенте – Россией и наибольшим потребителем этих ресурсов – Европейским Союзом. Таким образом, у Украины есть все возможности превратиться из страны, которая зависит от поставщика и потребителя энергоресурсов, в одного из ключевых игроков на рынке газа и нефти в Европе.
В этом контексте в течение последних трех лет по инициативе Президента Украины и при участии правительственных чиновников, отраслевых специалистов и экспертов, народных депутатов, была проведена большая работа по реализации международного Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Кроме того, между Президентом Украины и руководителями других государств была достигнута договоренность относительно использования национальных возможностей по разработкие и добыче энергоносителей в других странах, в частности в Ливии.
На национальном уровне, с целью уменьшения энергозависимости от России в Украине были принятые проекты по нефтегазовым разработкам шельфа Черного моря и ряд проектов по энергосбережению. Любая бездеятельность, остановка или замедление, в реализации такого рода проектов «на руку» России.
В частности, только за счет реализации проекта ЕАНТК в Украине было бы решено много внутренних вопросов, связанных с обеспечением нефтью украинских НПЗ и таким способом были бы созданы условия для рентабельного функционирования этих предприятий, их технологического обновления.
Кроме этого, проект ЕАНТК является важной прагматичной составляющей евроинтеграционного процесса и будет способствовать углублению взаимовыгодного сотрудничества со всеми партнерами Украины как на Западе, так и на Востоке.
Следует отметить, что необходимым условием создания ЕАНТК является перевод нефтепровода «Одесса-Броды» в проектный, то есть аверсный режим. Это первоочередное государственное задание, поскольку проект «Одесса-Броды» это первый шаг к интеграции Украины в энергетическое пространство Европейского Союза.
Задержка в реализации проекта «Одесса-Броды» переводит внимание азиатских стран на альтернативные нефтепроводы, в частности «Бургас-Александруполис», «Баку-Тбилиси-Джейхан», что фактически будет означать закрытие «Одесса-Броды» и многомиллионные потери для Украины.
Понятно, что разработка украинскими компаниями нефтегазовых месторождений в других странах, западные (американские, канадские, европейские) инвестиции в разработку месторождений на шельфе Черного моря, запуск «Одесса-Броды» в аверсном режиме и другие проекты, которые уменьшают энергетическую зависимость Украины, невыгодны России.
Об этом фактически прямо заявляют время от времени первые лица Белокаменной.. Однако несколько странными выглядят синхронные с россиянами заявления и действия премьера Украины Юлии Тимошенко относительно проекта.
На сегодня все проекты по уменьшению энергетической зависимости Украины заблокированы правительством и непосредственно Тимошенко.
В частности, из-за бездеятельности правительства три из четырех нефтегазовых блоков, которые НАК «Нефтегаз Украины» планировал разрабатывать в Ливии, отошли другим компаниям, а именно российскому ОАО «Газпром».
Из-за сомнительных, с точки зрения международного права, прекращений договоров с американской компанией “Vanco International Ltd”, с канадской Shelton Canada Corp и британской CBM Oil остановлены проекты по разработке западной части шельфа Черного моря.
Более того, премьер-министр Юлия Тимошенко запретила госкомпании «Укртранснефть» подписывать соглашение с Milbert Ventures Inc. об обеспечении поставок нефти по трубопроводу «Одесса-Броды», чем фактически срывает договоренности по проекту ЕАНТК.
При этом, кроме голословных обвинений, аргументов приведено не было. Не нравится схема? Заяви об этом, приведи аргументы – и предложи альтернативу.
Однако этого сделано не было.
Зато состоялся откровенный саботаж.
Юлия Тимошенко, прикрываясь псевдо-европейской направленностью и социальным популизмом фактически сдает интересы страны в интересах другого государства.
Такие действия Тимошенко продиктованы политическими мотивами: подыгрывая Кремлю, лидер БЮТ по-видимому ожидает поддержкуи россиян во время будущих президентских выборов. Однако возникает вопрос: способствуя экспансии России фактически во все сферы национальной экономики и жизни граждан, Президентом какой страны хочет быть Тимошенко?
ru.rpl.net.ua