Задвижки чугунные: виды, сферы применения и установка
При разработке проекта трубопровода предусматривается узел, позволяющий регулировать, или перекрывать поток движущегося вещества. Для решения такой задачи может использоваться задвижка чугунная.
Обзор видов
Приспособление представляет один из вариантов прочных, надежных и проверенных временем запорных арматур.
В зависимости от конструктивных особенностей, типа перемещающейся среды, а также рабочего давления задвижки имеют разнообразное устройство и подразделяются:
• По типу запорных деталей – клиновые, параллельные, баттерфляй.
• По виду уплотнения – это сильфонные, сальниковые, а также жидкометаллические, графитоармированные.
• По показателям давления – высокое, среднее и низкое.
• По диаметру чугунных запорных устройств – полнопроходные и суженные.
• По технологии производства корпуса – литье, штамповка, ковка, сварка, комбинированные.
• По устройству шпинделя бывают выдвижные, невыдвижные.
• По методу функционирования – ручные, с электроприводом.
• По способу монтажа к трубопроводу.
Все необходимые технические нормы и характеристики регламентирует ГОСТ 9698-86: условное давление (Ру), условный проход (Ду), температура среды, тип соединения, масса. ГОСТ 3706-93 определяет основные строительные размеры задвижек.
Высокопрочные задвижки, в изготовлении которых применяется чугун, могут использоваться в различных средах – газах, жидкостях, сыпучих веществах.
Сферы применения
Задвижка из чугуна – распространенная запирающая арматура, наиболее подходящая для трубопроводов с различными диаметрами от 15 до 2 тыс. мм.
Используются устройства в инженерных путях сетевого типа:
• жилищно-коммунальной области;
• водоснабжения;
• газопроводных сооружений;
• канализационных систем;
• на предприятиях нефтепереработки;
• энергетических комплексов;
• отопительных трасс;
• транспортировочных трубопроводов.
Монтаж
Установка запорных изделий определяется разновидностью конструкции и особенностями использования. Для подсоединения запирающих устройств могут применяться различные способы:
• раструбный;
• муфтовый – используется на трубах небольших габаритов;
• фланцевый – самый распространенный метод;
• сварной.
Перед началом монтажа нужно провести тестирование работоспособности задвижки. Устройство надо открыть и закрыть. На корпусе должны отсутствовать механические повреждения – трещины, сколы. Перед монтажом трубу следует очистить от грязи и пыли.
При установке затвор должен находиться в положении «открыто».
Важно! Для трубопроводов с диаметром свыше 100 мм требуется создать устойчивое основание под конструкцию с запорным элементом.
При монтаже моделей большого веса при помощи подъемных агрегатов рекомендуется использовать монтажные проушины. Запрещается задействовать электрический привод, маховик, либо редуктор.