Качество – приоритет номер один

08.05.2012

Качество - приоритет номер один

Важнейшей проблемой, решаемой государственными проектными организациями в период перехода от командной экономики к рыночной, является адаптация их к новым условиям хозяйствования или, говоря другими словами, взятие на вооружение в своей деятельности новых рыночных правил игры как внутри предприятия, так и во взаимодействиях его с потребителями проектной продукции и услуг.


Данная система позволяет осуществить системный подход к работе института в условиях рынка, охватывая все составляющие: производственную структуру, систему управления документооборотом, производственные и управленческие отношения, распределение ответственности и др.


В институте был объявлен конкурс, результатом которого стало создание группы качества. В ее состав вошли: начальник группы Леванцова Л.А. и ведущий инженер Пискунова Н.В. Впоследствии оказалось, что выбор был сделан правильно: специалисты из производственных отделов знают процесс проектирования «изнутри», им оказалось легче ориентироваться в привязке требований стандарта к технологии проектирования в институте.


Одновременно проводилась работа по определению консультационного партнера. Мы понимали, что без помощи профессиональных консультантов не обойтись. Проанализировав предложения отечественных фирм, было решено сотрудничать со специализированным экспертным базовым центром «ЦНИОпроект-ИНВЕСТ» (г.Москва).


Согласно утвержденной директором «матрице ответственности» были определены руководители, персонально ответственные за элементы системы качества, составлен предварительный перечень документов СК, назначены ответственные за разрабатываемые документы и созданы рабочие группы для их разработки. К разработке документов СК привлекалось максимально возможное количество сотрудников.


Документам СК сразу был придан статус производственного задания, разработку контролировало производственно-диспетчерское бюро, ответственные за документ и начальник группы качества регулярно докладывали на оперативных совещаниях о ходе работы в рабочих группах. Необходимо отметить активную позицию при участии в разработке документов СК главного специалиста технического отдела Лысова Ю. Ф., ГИПов Каширина В.Е., Шубина В.А., Ведмедовского В.Н., начальников отделов БондаренкоА.Н., Лося Б.Г., Табачника В.Е., инженера Вовченко К.С.


Внедрение разработанного документа начиналось с его презентации и публичного обсуждения, во время которого выяснялись некоторые несоответствия, уточнялись отдельные детали и коллегиально принималось окончательное решение. Но это не означало, что документ идеален и не подлежит изменению.


Как только он начинал «работать в подразделениях», появлялись новые вопросы и уточнения в группу качества поступали предложения об изменениях, по которым на Координационном Совете принимались соответствующие решения. Необходимо отметить, что на этапе внедрения важно дать понять каждому сотруднику института, что он участвует в системе управления качеством на своем уровне, имеет право давать предложения по усовершенствованию системы, его предложения интересны администрации института и обязательно будут рассмотрены, а ему будут объяснены причины в случае непринятия его предложения.


С началом работы над усовершенствованием системы качества в институте возобновилось проведение «Дней качества». Протоколы «Дней качества», как и результаты внутренних аудитов, являются основой для постоянного анализа руководством пригодности и эффективности системы качества, подтверждения актуальности провозглашенной директором «Политики в области качества».


Вручение сертификата не означает завершение работы. Главное – не терять темп, постоянно двигаться. Мы понимаем, что до совершенства далеко, предстоит еще много работы.


В заключение хотелось бы акцентировать внимание на тех моментах, которые, на наш взгляд, являются ключевыми при создании на предприятии системы управления качеством:


- без активной и неформальной роли первого руководителя предприятия систему построить нельзя;


- в работу по разработке документов необходимо вовлечение максимального количества сотрудников;


- в службе качества должны работать только «производственники» – выходцы из производственных отделов;


- нельзя экономить на консультантах – без сторонней профессиональной помощи не обойтись;


- в процессе разработки нельзя терять выбранный темп работы.


Олег Пашкевич,


главный инженер Государственного Днепровского проектного института