Спецодежда на любой вкус

09.08.2012

Спецодежда на любой вкусК счастью, закончилось уже то время, когда опрятно одетого строителя или механика воспринимали исключительно как лентяя, а честных трудяг можно было узнать, в основном, по грязному костюму или рваному халату. Пословицу «Встречают по одежке…» сегодня пытаются взять на вооружение многие отечественные предприятия, поэтому приятно констатировать, что современные инженеры, технологи, работники автосервиса и ремонтных служб, а также многочисленные представители строительной отрасли одеваются не просто в удобную и долговечную одежду, а еще стараются выглядеть стильно и модно.Тенденции рынка

История становления украинского рынка спецодежды начиналась с двух-трех крупных предприятий, пытающихся на первых этапах своего развития удовлетворить те незамысловатые потребности, которые испытывал в то время далеко не богатый постсоветский заказчик. Речь идет о дешевой рабочей одежде, обязательно соответствующей по форме, цвету и используемому материалу строгим старым ГОСТам.

Главное требование, которое предъявлялось к такой одежной продукции состояло в следующем: она должна быть удобной, не маркой и выполнять свое основное назначение – защищать от общих или конкретных производственных загрязнений. Эстетике внешнего вида чаще всего вообще не придавали значения. К примеру, хороший стол монтажника – это основа качественно выполненной работы и если вам требуется такое оборудование, то купить его нужно немедленно.

Но со временем стало появляться больше платежеспособных клиентов, которых интересовала уже одежда совсем иного плана – более яркая, красивая и многофункциональная. В связи с этим стандартная «массовка» в какой-то момент перестала пользоваться должным спросом и осталась далеко невостребованной. Поэтому у тех производственных предприятий, которые изначально были рассчитаны на крупные объемы, возникли проблемы – они опаздывали за временем и выпускали «лишнюю» продукцию.

По ассортименту, производственным мощностям и количеству предложений отечественный рынок спецодежды кардинально изменился за последние пять лет. Украинские предприятия стали активно развивать свою производственную базу, больше закупать новые качественные импортные ткани и шить привлекательную фирменную одежду «европлана» с улучшенными свойствами.

Прежде всего, относительно успешной можно назвать на данном этапе работу маленьких и средних фирм, которые специализируются на простеньком ассортименте и за счет невысоких цен могут пока еще похвастаться хорошими объемами продаж. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что со временем этот сегмент рынка будет постоянно уменьшаться, его будут вытеснять другие компании с высококвалифицированным персоналом и дорогим качественным товаром.

Нынешний клиент становится более требовательным, поэтому с каждым днем растет популярность у тех производственных предприятий, которые представляют собой своеобразные ателье по пошиву спецодежды. Они работают под индивидуальные заказы и шьют, в основном, одежду высокого европейского уровня.

Что касается третьей категории участников, то это – крупные и авторитетные «монстры», которые имеют огромный ассортимент и широкую сеть торговых представительств. Они во многом диктуют свою политику на рынке, заставляя его интенсивно двигаться вперед.

Сегодня каждый пытается разрабатывать свою стратегию и искать подходящую нишу. Как правило, успех сопутствует тем, кому удается придумать что-то новое и оригинальное, кто находит свою «изюминку», выгодно отличающую его от всех остальных.

Наиболее «ходовые» ткани

Привлекательность и практичность той или иной рабочей модели, в первую очередь, зависит от ткани, из которой она сделана. Ассортимент предлагаемых тканей сегодня достаточно разнообразен и постоянно пополняется «новинками», но нижеприведенные материалы можно условно назвать лидерами, так как они уже нашли свое достойное место на рынке и завоевали заслуженное внимание.

Наиболее популярной тканью специалисты единодушно называют «ортон» (как правило, она завозится из России), ввиду высокой долговечности и хорошего соотношения цены и качества. По структуре она представляет собой так называемый «слоеный пирог» – внутренняя сторона, прилегающая к телу, состоит из хлопчатобумажной ткани, а в качестве внешнего слоя используют полиамид со специальной водоотталкивающей или маслобензостойкой пропиткой (на выбор). «Ортон» – очень выносливая и плотная ткань, которую используют для производства как летней, так и зимней одежды.

Что касается дорогих европейских материалов, то они представлены, как правило, либо чистым хлопком (плотность – от 240 г/м2 и выше), либо х/б-диагональю (волокна в ткани переплетены по диагонали) с добавлением до 35% синтетики. Эти ткани – очень качественные и красивые, они обладают большой цветовой гаммой и широким спектром дополнительных функциональных свойств.

Проблема в том, что сегодняшний рынок по финансовым возможностям еще не готов к массовому потреблению такой рабочей одежды. Материалы завозят к нам, в основном, из Голландии, поэтому по стоимости они почти в 1,5–2 раза дороже «ортона».

Естественно, учитывая то, что в себестоимости изделия 70% составляет стоимость ткани, получается, что готовый рабочий костюм автоматически дорожает минимум на 25%. Не многие пока могут позволить себе приобрести такую продукцию, но она все равно постепенно вводится в ассортимент и находит своих благодарных клиентов.

Ассортимент и потребители

Современная и качественная рабочая одежда очень многообразна по фасонам и цветам, а кроме того, она дает возможность конкретному заказчику моделировать отдельные детали по своему вкусу и желанию – корректировать фурнитуру, переносить и добавлять карманы, менять и убирать застежки и клапаны, наносить логотип фирмы и т. д.

Классификация товарного ассортимента у различных производителей практически не меняется с течением времени. Каждая компания выпускает стандартный набор костюмов (для строителей, монтажников, завхозов, ремонтных рабочих, шахтеров, продавцов, медиков, уборщиц и др.), дополняя его время от времени новыми моделями универсального назначения.

Комбинезоны и полукомбинезоны, как правило, имеют много накладных и внутренних карманов, что позволяет оптимальным образом расположить необходимый инструмент. Для работающих в темное время суток предназначены специальные куртки, жилеты и брюки со световозвращающими полосами, которые снабжают одежду сигнальным эффектом. Из синей, белой или черной бязи и диагонали шьются модельные женские и мужские халаты, которые применимы в любой отрасли промышленности и торговли.

Хлопчатобумажные рабочие костюмы и халаты очень популярны в летнее время года, так как легкая ткань «дышит» и пропускает воздух.
Для зимы разработано несколько видов утепленной одежды, где в качестве защиты от холода используется синтепон или ватин.

Теплая удлиненная куртка может иметь также меховой воротник или капюшон.
Большим разнообразием отличается ассортимент рукавиц и перчаток, которые могут изготавливаться из брезента, сукна, резины, кожи, шерсти и др. Дополнительное поливиниловое точечное покрытие способствует более цепкому захвату, отсутствию скольжения при работе и длительному сроку использования.

Одежды для металлургов и сварщиков со специальными огнеупорными свойствами шьется немного. В основном, это – костюмы из сукна и брезентовой парусины.

Жаростойкая пропитка хорошо выдерживает повышенные температуры и не дает случайно упавшей искре или брызгам расплавленного металла тлеть на ткани. В условиях агрессивной среды, где есть опасность воздействия вредных химических кислот, необходимо использовать защитную одежду с кислостойкой пропиткой, которая не допускает разъедания ткани. Основными украинскими производителями таких специфических тканей являются Житомирский и Ровенский льнокомбинаты.

Очень хорошим спросом пользуется сегодня спецодежда для охранных структур, поэтому многие фирмы вводят ее в свой ассортимент. Кроме стандартных общевойсковых камуфлированных изделий, эта одежда включает в себя удобные современные модели свободного стиля, предназначенные для различных категорий охранного персонала.

Любое более-менее солидное предприятие, начиная от мелкой сервисной службы и заканчивая крупными строительными компаниями, сегодня предъявляет высокие требования к внешнему виду своих сотрудников и качеству их защитной спецодежды. Так, например, руководители многих строительных корпораций («Киевгорстрой», «Позднякижилстрой», «Укрмонолитспецстрой», «Киевметрострой» и др.) очень часто перед началом строительных работ на том или ином объекте издают соответствующее распоряжение – без удобной и красивой одежды с опознавательными знаками строительной организации не выпускать на площадку ни одного рабочего.

Если говорить о частоте обновления ассортимента, то здесь не прослеживается какой-то закономерности – разные клиенты ведут себя по-разному. Крупные компании, как правило, заказывают дорогую одежду, которую можно носить несколько лет, но иногда уже через полгода меняют ее на новую и более эффектную.

Средние и мелкие фирмы при выборе той или иной модели интересуются, в первую очередь, ценой, поэтому чаще покупают более дешевую одежду с тем, чтобы каждый сезон ее обновлять. Определяющим фактором в вопросе подбора подходящей «экипировки» и длительности ее эксплуатационного срока являются условия работы и специфика данного конкретного предприятия.

«Красота требует жертв»

В основном, покупка больших и малых партий спецодежды осуществляется по безналичному расчету. К недостаткам этой давно сложившейся системы можно отнести следующий: сегодня не существует ни одного специализированного магазина спецодежды (за исключением, конечно, заведений рыболовно-охотничьего направления).

Не рентабельно пока, к сожалению, создавать крупные торговые точки, где не только оптовик, но и любой частник сможет зайти и купить в розницу необходимое количество изделий. А для многих категорий потребителей организация такого центра стала бы очень удобной и выгодной.

За последние год-два рыночные цены практически не изменились. Единственное, что каким-то образом может отражаться на средних ценовых показателях, это – незначительные инфляционные колебания. На рост стоимости швейной продукции, как правило, влияет только повышение стоимости ткани, которое чаще всего связано с какими-то глобальными экономическими и политическими коллизиями.

Прогнозы от специалистов

Среди наиболее крупных украинских компаний, на которые сегодня пытается ориентироваться большинство производственных предприятий, можно отметить следующие: «Восток-сервис», «Спецодежда», «Бел-протексьон», «Торнадо», «Укрспецкомплект», «ПромСИЗ», «Изотоп», «Гранит» и др.

Широкий ассортимент – непременное условие успешного развития «одежного» бизнеса. Как правило, на рынке нет узкоспециализированных фирм, которые бы занимались одним направлением профессиональной спецодежды (только для строителей, только для автомехаников, только для охранников и т. д.), все торговые операторы стараются предложить максимально полный объем товаров.

В последнее время рынок спецодежды стабилизировался и начинает постепенно приближаться к цивилизованным рамкам, которые предполагают равнение на последние европейские тенденции.
Отрадно констатировать, что многие компании расширяют свой ассортимент за счет ярких, стильных и практичных рабочих моделей. Но средний украинский потребитель пока еще серьезно занят поисками «золотой середины» – одежды красивой, более-менее качественной и при этом доступной.

Продвигать бизнес в регионы решаются немногие столичные компании. Это объясняется, в основном, тем, что данное товарное направление пользуется неплохим спросом лишь в нескольких областях Украины – Днепропетровской, Харьковской, Донецкой и Запорожской.

Но на данном этапе, чтобы удовлетворить не очень большие запросы, связанные с приобретением спецодежды, крупным областным центрам хватает продукции местных производственных объединений. Цена в регионах может немного отличаться в меньшую сторону, но на общих объемах продаж это все равно не сказывается – они стабильно не высоки.

«Спецодежный» сезон начинается, как правило, с середины августа и длится до первых морозов. Специализированные выставки, которые проходят чаще всего осенью – это шанс засветиться, скорее, новым и маленьким компаниям. Крупные предприятия предпочитают рекламировать себя через средства массовой информации и участвовать в более престижных выставках, посвященных строительству, деревообрабатывающей и мебельной промышленности и т. д., которые дают выход на конкретного потребителя.

Каких-то особых потрясений специалисты в ближайшее время не ожидают. Изменения на рынке ткани будут давать почву для изменения на рынке спецодежды. Если появятся какие-то интересные ткани, рынок сразу же на это среагирует.

Что касается сегодняшних предпочтений, то есть большая потребность в недорогих хлопчатобумажных тканях ярких расцветок.

Красивая и качественная «оболочка» не только гарантирует комфорт ее обладателю, но и заставляет с большим интересом и вниманием отнестись к самому рабочему процессу. А ничто, как известно, так не повышает работоспособность, как хорошее настроение и уверенность в себе.

Для создания таких благоприятных условий работы своим сотрудникам, на сегодняшний день, существует масса возможностей. Современный рынок способен легко и вполне доступно удовлетворить запросы самых разнообразных категорий клиентов.

Мария Голибардова


Новостройки Мурино: на любой вкус