ОКОНная гвардия

13.11.2012

ОКОНная гвардияОбзор украинского рынка окон

Уровень и динамика развития оконного рынка в любой стране определяется двумя составляющими – объемами строительства новых зданий и масштабом реконструкции уже существующих построек. В последние несколько лет в Украине активно велось как новое строительство, так и реконструкция. Поэтому оконный рынок также развивался довольно динамично.

Считаем окна

Динамика рынка

Динамичное развитие отечественного рынка окон обусловлено двумя факторами. Во-первых, активное применение современных оконных конструкций стимулирует (как это ни странно!) государство.

Так, новые ГОСТы значительно ужесточают требования к вновь устанавливаемым окнам, что подталкивает строительные компании комплектовать «новостройки» современными оконными конструкциями. Во-вторых, росту оконного рынка способствует и динамичное развитие украинской экономики.

Действительно, уровень благосостояния населения увеличивается, люди больше зарабатывают и, соответственно, больше тратят на ремонт и отделку жилья. И большинство людей, ремонтируя свое жилище, отказываются от старых окон в пользу современных конструкций.

Сегментация рынка

Окна из ПВХ

Помимо «немцев» у отечественных производителей и потребителей металлопластиковых окон и такие бренды, как Deceuninck (Бельгия), Horizont (Чехия), Internova (Словакия), KomPen, Pimas (Турция), Panorama (Венгрия), Plastmo (Дания) и др.

Поставки зарубежного профиля осуществляются, как правило, двумя способами:

- крупные переработчики профиля сами импортируют профиль, как для потребностей собственного производствава, так и на продажу;

- завоз профиля осуществляет украинское представительство завода-изготовителя профилей.

Однако, по словам специалистов, доля рынка, занимаемая отечественным профилем, пока остается незначительной. А наибольшую известность и популярность получили в Украине две «профильные» марки – КВЕ и Rehau, из которых массово делают недорогие окна для среднего класса. К более элитным брендам можно отнести профили Schuco, PlusTec, Trocal.

Деревянные окна

Наиболее заметными производителями деревянных евроокон в Украине можно назвать компании: «Фабрика окон «Эско», «Веар», «Модус», ЗАО «Осокор», «Навигатор» и др.

Алюминиевые окна

Не так давно алюминиевые оконные конструкции практически не применялись в жилищном строительстве. Прерогативой в применении алюминиевых окон считались общественные здания и промышленные сооружения. Сегодня ситуация несколько изменилась: алюминиевые системы зачастую используются при остеклении оконных проемов сложных форм, они незаменимы при изготовлении окон больших размеров, применяются при создании зимних садов, раздвижных перегородок и при остеклении балконов.

Основными отечественными производителями оконных алюминиевых профилей, специалисты оконного рынка называют, «Завод алюминиевых строительных конструкций» (г. Бровары), СП ЗАО «Донецкий завод алюминиевых конструкций», завод «Югчермет» (г. Днепропетровск) и др.

Зарубежные производители алюминиевого оконного профиля представлены в Украине фирмами: Reynaers Aluminium N. V., RC-system (Бельгия), ALUMIL, BALKAN (Греция), Heroal, Hueck, Schuco International (Германия), Asas, Saray (Турция), Metalplast, Spectral (Польша) и др.

Крупнейшими отечественными производителями алюминиевых окон (помимо производителей алюминиевого профиля, так как большинство из них занимается и производством окон) можно считаются такие компании, как «Текко Плюс», «Паритет», «Энран», «Астал», «Альянс» (Харьков) и др.

Комбинированные окна

Комбинированные окна – это окна, в изготовлении рам которых использованы различные материалы (дерево, пластик, алюминий). Наиболее распространенными являются металлодеревянные окна: металлическая оболочка защищает дерево от неблагоприятных воздействий.

Такие окна сохраняют все достоинства деревянных окон, приобретая дополнительные преимущества: дерево приобретает дополнительную защиту от неблагоприятных атмосферных воздействий и предохраняется от гниения; металлические оболочки способствуют отводу влаги. Они не требуют периодической окраски, необходимой для обычных деревянных окон.

На украинском рынке присутствуют и металлические окна с деревянными декоративными планками, закрывающими металлический профиль изнутри помещения. Тем самым окно снаружи защищается от всех атмосферных воздействий, приобретает долговечность и прочность.

Еще одна разновидность комбинированных окон – это оконные профили, состоящие из трех материалов: дерева (несущего декоративную функцию), пластика (повышающего теплозащиту) и металла (защищающего окно от атмосферных воздействий).

Товарный ассортимент комбинированных окон представлен в Украине, в основном, импортными образцами. Подобная «дискриминация» отечественного производителя объясняется вполне тривиальными причинами: спрос на эту продукцию не настолько высок, чтобы окупить затраты на создание далеко недешевого производства.

Импортом комбинированных окон на отечественный рынок вполне успешно занимается ряд компаний. Так, например, компания «Квин-Свиг» поставляет в Украину оконные изделия из дерева и алюминия, дерева и пластика. Комбинированную систему окон «Берлин-Престиж» (алюминий-пластик-дерево) представляет на нашем рынке компания «Альянс» (Харьков) и др.

Мансардные окна

Мансардные окна – это окна, которые монтируются в плоскость крыши. В силу этого их конструкция несколько отличается от обычных фасадных окон.

Поскольку мансардные окна более, чем какие-либо другие, подвержены воздействию атмосферных условий, то с внешней стороны деревянные части защищены металическими профилями (восновном алюминиевыми). Другой особенностью мансардных оконя вляется способы их открывания (открываются по центральной оси или по центральной и верхней оси).

Поскольку мансарда является самым верхним помещением в доме, то весь влажный воздух собирается именно здесь. Потому очень важна правильная вентиляция помещения.

Для этого необходимо либо очень часто проветривать помещение (гораздо чаще, чем этого требует обычная комната), либо использовать мансардные окна с вентиляционной щелью (например, ФАКРО предлагает окна с уникальной лабиринтовидной вентиляционной щелью, которая не пропускает пыли, холода, имеет хорошие тепло- и звукоизоляционные качества). Еще одной особенностью мансардных окон является то, что для их правильной и надежной установки в кровлю необходим гидроизоляционный оклад, для конкретного типа кровли (существуют оклады для плоского, профильного, высокопрофильного кровельных материаллов).

Спрос на мансардные окна наиболее активен в западных областях Украины, Киеве и его пригородах. Меньше этой продукции потребляют южные области и Крым. Самые низкие объемы продаж мансардных окон операторы рынка отмечают в восточных областях страны.

Такая география спроса объясняется различиями в архитектурных предпочтениях в западных и восточных регионах страны.

Среди основных тенденций, наблюдающихся на рынке мансардных окон – смещение конкуренции между торговыми марками из ценовой сферы в конструктивную (поиск новых технических решений, повышение эксплуатационных характеристик изделий и т.д.), активная работа операторов рынка по пропаганде самой идеи строительства мансард.

К наиболее заметным операторам этого сегмента отечественного оконного рынка можно отнести следующие компании: «Евроизол», «Велюкс Украина», «ФАКРО-Львов», «Изобуд» и др.

Общий состав рынка

Оконных дел мастера

Следует отметить, что большинство производителей сегодня не ограничивается изготовлением оконных конструкций из какого-либо одного профиля. Многие компании, дабы расширить рынок сбыта, осваивают изготовление окон на любой вкус и любой кошелек.

Так, например, компании, изначально позиционирующиеся в сегменте окон «эконом-класса» освоили выпуск и более дорогой продукции. Например, некоторые фирмы, начинавшие с производства окон из ПВХ-профиля, диверсифицировали свой бизнес и занялись изготовлением оконных конструкций из алюминиевого профиля.

Дабы выделиться среди конкурентов, многие производители оконных конструкций начали уделять повышенное внимание формированию и популяризации собственного бренда. Так, если несколько лет назад большинство производителей при продвижении своей продукции делали акцент на марке профиля, используемого при производстве окон, то сегодня многие «оконщики» предпочитают привлекать внимание потребителей именно к компании.

То есть, постепенно на отечественном рынке формируется понятие престижности бренда. И уже сегодня, отвечая на вопрос: «Какие у Вас окна?», некоторые потребители называют имя производителя, а не марку профиля.

Дилеры и дистрибуторы

Дистрибуция оконных конструкций – дело выгодное, но хлопотное. Действительно, заработать на перепродаже окон можно неплохо: все производители предлагают своим партнерам довольно значительную дилерскую скидку, позволяющую получить некоторую прибыль при перепродаже окон конечным потребителям. Не следует забывать и о дополнительной прибыли, получаемой от реализации сопутствующих материалов (подоконников, отливов и т.д.), услуг по установке оконных конструкций, вывозу строительного мусора, облагораживанию откосов.

Однако говорить о том, что «жить» дистрибуторам на отечественном оконном рынке легко и приятно было бы в корне неверно. Ведь именно на их плечи ложатся все проблемы по поиску и удержанию заказчиков. Да и координация всех действий, направленных на безукоризненное и оперативное выполнение заказа каждого клиента – дело далеко не такое простое, как кажется на первый взгляд.

По словам производителей, основными дистрибуторами оконных конструкций сегодня выступают различные ремонтно-строительные компании, многочисленные подрядные организации, специализирующиеся на монтаже оконных систем; компании, занимающиеся реализацией строительных и отделочных материалов и прочие представители малого и среднего бизнеса.

Динамика цен

- конструктивных особенностей и цвета профиля;

- формы оконной конструкции;

- размеров окна;

- используемого стеклопакета;

- наличия дополнительных аксессуаров (подоконника, отлива, москитных сеток и т.д).

Однако многие производители, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, решили сохранить (а некоторые – даже снизить!) цены на свою продукцию на прежнем уровне – за счет уменьшения прибыльности.

Рост курса евро сыграл на руку тем производителям, которые изготавливают оконные конструкции из украинского профиля (так как цена на отечественный профиль в течение всего года оставалась достаточно стабильной).

По словам Алексея Метелева, если в минувшем году цены на оконные конструкции кое у кого и снизились, то только за счет высокой конкуренции, перенасыщения и уменьшения прибыльности бизнеса, перехода на отечественное сырье и комплектующие (в основном, в эконом-сегменте). То есть, сам рынок сильно «раздвоился»: дешевое подешевело (конкуренция и появление отечественных и российских материалов – профиля и стекла), а дорогое подорожало (курс евро ударяет по импорту сильней, так как происходит удорожание всех составляющих). При этом доля продукции среднего ценового класса уменьшилась.

Регионы

Однако в последние несколько лет заметно активизировались и региональные производители оконных конструкций. Так, по словам Алексея Метелева, сегодня конкуренция на региональных рынках настолько усилилась, а рентабельность – снизилась, что транспортировать заказанные окна из Киева в отдаленные регионы, и при этом выигрывать в соотношении цена/качество, столичным компаниям становится весьма проблематично. Поэтому вполне вероятно, что следующим шагом молодых и агрессивных киевских «оконных» компаний, нацеленных на региональные рынки, станет размещение своих производственных мощностей в непосредственной близости от выбранных рынков сбыта.

Кстати, уже сегодня некоторые крупные торгово-производственные компании используют франчайзинговую схему сбыта оконной продукции. По такому пути завоевания украинского рынка окон пошла, например, столичная фирма «Текко Плюс». Однако, по мнению аналитиков этой компании, успешное применение франчайзинга на отечественном оконном рынке эффективно лишь при тщательном отборе партнеров: ведь завоевать имя и доверие у потребителей достаточно сложно, а потерять его «благодаря» недобросовестности партнеров – проще простого.

Сезонность

На отечественном рынке оконных конструкций сезонный фактор оказывает довольно сильное влияние на уровень спроса, а значит и производства окон. По словам некоторых производителей, в мертвый сезон производство оконных конструкций может сократиться в два раза, по сравнению с пиком продаж.

Производители и торговцы окнами отмечают, что «мертвый» сезон в этом бизнесе начинается в декабре. Действительно, мало кто из частных потребителей отваживается менять окна холодное время года.

В зимний период установка оконных конструкций лишь в новостройках, но далеко не все производители окон имеют налаженные связи со строительными организациями… А начиная с первых весенних дней и до середины осени на описываемом рынке наблюдается равномерный рост продаж. Пик продаж, по словам операторов, наблюдается в сентябре-ноябре.

Дабы повысить объем продаж в зимний период, практически все компании, занятые в оконном бизнесе, предпринимают различные меры по стимулированию потребительского спроса: проводят различные рекламные акции, вводят дополнительные скидки, предлагают подарки покупателям и т.д. Многие компании для нивелирования сезонного спада продаж диверсифицируют бизнес, сосредотачивая свое внимание на смежных видах деятельности. Так, например, по словам Алексея Метелева, в зимние месяцы в компании «Текко Плюс» основное внимание уделяется реализации сопутствующих товаров, в частности – межкомнатных дверей.

Перспективы рынка

По прогнозам аналитиков компании «Текко-Плюс», появление новых заметных игроков на рынке оконных конструкций весьма сомнительно. Уже существующие крупные компании будут укрупняться, и вытеснять с рынка небольших производителей.

Как отмечает Алексей Метелев, основной резерв оконного рынка – это реконструкция жилья, ведь до сих пор современных окон в жилых домах намного меньше, чем старых ДОКовских. Кроме того, в погоне за низкими ценами многие потребители поспешили установить недолговечные окна из профилей сомнительного происхождения, которые уже теперь приходят в негодность. Поэтому такие окна в скором времени тоже будут нуждаться в замене.

Иванна Момот