Современное мостостроение:

15.04.2013

Современное мостостроение:26-28 июня в Национальном Транспортном Университете (НТУ, Киев) состоялся Украинский межотраслевой научно-практический семинар «Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации сооружений на путях сообщения».
Его организовали Госслужба автомобильных дорог Украины «Укравтодор», Госадминистрация железнодорожного транспорта «Укрзалізниця», институт электросварки им. Е.Патона, Национальный Транспортный Университет, Транспортная Академия Украины, ведущие проектные институты, мостостроительные организации, Украинская группа Ассоциации инженеров мостов и строительных конструкций (ABSE). Необходимость решения задач по гармонизации отечественной нормативной базы и европейских стандартов, а также создания системы транспортных коридоров, отвечающих современным международным требованиям, поставила семинар в ряд особо актуальных мероприятий.
Как остановить мостопад?

А для предотвращения массового разрушения эксплуатируемых мостов необходимо, во-первых, решить вопрос с финансированием содержания мостов, а во-вторых, как можно быстрее внедрить единую компьютерную систему мониторинга их состояния.
Аналогичная система (автоматизированная информационно-аналитическая система управления техническим состоянием мостов, труб и других сооружений ж/д сети, АСУ ИССО) уже работает на железных дорогах Украины.

АСУ ИССО разработана Сибирским госуниверситетом путей сообщения (Россия). Автоматизированная система эксплуатации искусственных сооружений была разработана и в отраслевой научно-исследовательской лаборатории искусственных сооружений Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта им. академика В.Лазаряна.

Отечественные ученые не прекращают работу над теоретическими и практическими аспектами анализа и проектирования сооружений. С.Усаковский, профессор Киевского национального университета строительства и архитектуры (КНУБА), обращает внимание на новую роль теории сооружений в проектировании и строительстве мостов и дорог: «Теория расчета сооружений добилась в последние десятилетия замечательных успехов, но эти успехи ведут ее, по нашему мнению, к кризису.

Кризис этот заключается в разрыве между все более точными расчетными моделями и часто весьма неопределенными исходными данными. Речь идет о данных инженерно-геологических изысканий, данных о прочности строительных материалов и величинах нагрузок – все они имеют случайную природу.

Качественно это выглядит так. Рассчитать можно практически любую конструкцию, а получить достаточно полные данные о грунтах основания, построить сооружение высокого качества с малым разбросом прочностных свойств материалов и с малым разбросом величин действующих нагрузок, гораздо труднее».

Решить эту проблему может новый вид деятельности в области теории сооружений: выявление энтропийных (неопределенных) факторов на всех стадиях создания и жизни сооружения и их устранение, резюмирует С.Усаковский.

Новые материалы
и технологии

По информации директора ДерждорНДІ, последние годы характеризуются повышенным интересом к пенобетону. В дорожном строительстве европейских стран пенобетон применяется для:

• строительства дорог (как альтернатива щебневых смесей);

• ремонта и строительства мостов (для улучшения характеристик основы, заполнения пустот и т.д.);

• ремонта и строительства водопропускных труб (заполнение пустот и размывов);

• ремонта и строительства туннелей (заполнение пустот и размывов).

Позитивный опыт использования пенобетона в европейских странах свидетельствует о значительном технологическом и экономическом эффекте, который дает применение этого материала. «Поэтому в Украине необходимо провести теоретические и экспериментальные исследования с дальнейшей разработкой рекомендаций по использованию этого материала в дорожном строительстве», – считает П.Коваль.

В ходе семинара также были представлены разработки новых материалов и технологий для строительства искусственных сооружений на путях сообщения: новые поколения стали с низким содержанием углерода, обладающие хорошей свариваемостью и высокой механической прочностью, сварка взрывом и высокоскоростным ударом, агрегат для удаления сварочных аэрозолей и др.

Оксана Волочай

Читайте в журнале «Строительство и реконструкция» №8
(подписной индекс в каталоге Укрпочты 40542)